8. Традиционные техники и стили (часть 1)

Is treise an dúchas ná an oiliúint.
(Инстинкт сильнее воспитания.)
Ирландская пословица

I
Скрипач – это не образованный фиддлер, а фиддлер – это не необученный скрипач. Традиционная музыка, инструменты и вокал – это полноценная музыкальная система. У неё есть собственные правила, по которым нужно её судить. Некоторые из этих базовых правил будут изложены ниже, а также мы упомянем правила, которые к этой музыке не применяются.

21
Рисунок 21. Базовая форма дабл джиги (1) и рила (2).

Рассматривая нотную запись джиги (6/8) или рила (4/4), можно увидеть в каждом такте две группы восьмых нот: в джиге группы по три восьмых, в риле – по четыре восьмых. Эти маленькие головки и хвостики – не арифметические символы. Если бы они были таковыми, они все имели бы одинаковый акцент и одинаковую длительность. Это музыкальные символы, которые имеют определённое значение для читающего их, в зависимости от музыкальной системы, в которой он обучен. Говоря упрощённо, традиционный музыкант прочитает эти символы следующим образом. Первая нота фразы будет звучать дольше всех и будет иметь самый сильный акцент. Нечётные удары (3-й, 5-й и т. д.) будут более акцентированы, чем чётные (2-й, 4-й и т д.), и будут немного длиннее, чем ноты без акцента.
Мелодия или песня играется или поётся не такт за тактом, но фраза за фразой. Музыкальная фраза очень редко находится чётко в границах тактов. Фраза, обычно равная четырём тактам, естественным образом разделяется на две половины, между которыми есть ощущение контраста. Группы, составляющие эти половины, сами половины и полные фразы связаны и переплетены друг с другом связующими нотами. Обычно эту роль берёт на себя последняя нота группы, которая выбрасывается вперёд с некоторой степенью ударения на последующую группу. Этот бросок вперёд настолько характерен для этой музыки, что если традиционного исполнителя, незнакомого с музыкальной грамотой, попросить назвать ноты тюна, то он скорее отнесёт эту ноту к той группе, которую она предваряет, чем к той, к которой она относится грамматически. Связь между фразами и частями мелодии может состоять из двух нот. В исключительных случаях в некоторых рилах для этой цели могут использоваться три восьмых ноты. Рил под названием The Master’s Return представляет примеры всех этих связей (рис. 22). Насыщенность звука, изменения громкости и мягкости не являются чертой традиционной музыки. Фактически невозможно изменять звук таким образом на волынке. Crescendo и diminuendo – термины, которые не находят применения в нотации этой музыки, это правило применимо и к игре на музыкальных инструментах, и к пению. Использование динамики выдаёт заимствования.

22
Рисунок 22. The Master’s Return

Исполнитель, играющий тюн или поющий песню, не осознаёт эти правила так же, как мы, когда говорим, не беспокоимся о правилах пунктуации или написания слов, которые мы используем. Пунктуация и правописание – схема для глаза: музыка и речь – схема для уха. Существует только один способ стать традиционным исполнителем или певцом – слушать настоящий материал, исполняемый в традиционной манере. Основные правила, в общих чертах описанные здесь, составляют грубую, общую картину музыки, с которой сочетаются местные стили и техники, применимые для различных инструментов, и формируют множество различных рисунков. Давайте теперь рассмотрим эти два элемента: используемые инструменты и местные стили, в которых на них играют.
Среди волынщиков популярны два стиля исполнения: первый называется с открытой или свободной аппликатурой, другой – с закрытой или сжатой аппликатурой. Раньше эти стили были специфичны для конкретных регионов. Так, открытая аппликатура использовалась в Лейнстере и восточных районах Мунстера, в то время как сжатое исполнение было популярно в Коннахте и некоторых других районах на западном побережье. Основные различия между двумя стилями заключаются в аппликатурах чантера. При открытой игре на чантере лежат только те пальцы, которые необходимы для корректного извлечения ноты. В сжатом стиле с чантера убираются только те пальцы, которые должны быть убраны, чтобы нота прозвучала правильно.
В первом стиле игры одна нота перетекает в другую, производят при этом эффект legato. Закрытая аппликатура производит музыку, лучше всего описываемую термином non-legato. В этом случае между нотами есть мгновение тишины, поскольку все отверстия чантера закрыты, а низ упирается в «хлопающую ленту» (popping strap), небольшой кожаный «фартук», который волынщик носит над правым коленом. Закрытая аппликатура является более сложной, но она более существенна для чёткой, артикулированной игры. Региональные различия теперь утеряны, и исполнители обычно следуют стилю того волынщика, который больше других впечатлил их, когда они учились играть.
В сочетании с общими особенностями музыки, звук является отличительной чертой традиционного скрипача. Скорее сладкий, чем сверкающий, скорее сочный, чем хрупкий, традиционный звук зависит от особого способа держать инструмент и смычок и их частей, которые вовлекаются в звукоизвлечение. Левая рука, держащая шейку скрипки, может быть почти под прямым углом к телу. Скорее свободно лежащий, чем удерживаемый, под подбородком инструмент находится под явным уклоном вместо прямого угла с плечами, как принято в современности. Запястье не держится, как гусиная шея. Вместо этого рука расслабляется, так что шейка инструмента поддерживается в какой-то степени частью ладони. Смычок удерживается довольно жёстко над верхним порожком, подушечка большого пальца обычно на внутренней его стороне. Использование смычка почти полностью ограничивается его верхней третью, а по струнам им водят почти исключительно по направлению к концу грифа, а во многих случаях прямо над ним.
Практика настройки в концертном строе распространилась только в последние годы. Раньше излюбленной настройкой была на тон, а иногда и больше, ниже. Общий эффект – это скорее сильная работа пальцев и расслабленный насыщенный тон, чем жесткий глянцевый звук, предпочитаемый в наши дни. Люди, выступающие в защиту применения классической настройки и техники к игре на фиддле, упускают тот факт, что традиционная игра на скрипке – это самостоятельная форма искусства. Техники, которые они пытаются продвигать, принадлежат другой системе, а их принятие показывает достойные сожаления амбиции в фиддлере, который их использует.
Хотя радио и граммофон оказали выравнивающее влияние на традиционную музыку, всё ещё возможно, особенно среди старейших исполнителей, выделить местные стили. Северные исполнители от Антрима до Донегола предпочитают так называемый одноударный стиль. Они играют сильную энергичную музыку с чистым тоном и минимумом орнаментации. Роллинги полностью отсутствуют, предпочитаются триоли, играемые staccato. Из этого общего правила, конечно, есть исключения. Исполнители в Тироне предпочитают украшение мелодии. От Слайго на юг музыка всё более украшается, используя все формы орнаментации.
В разговоре о стиле флейту и вистл можно обсуждать вместе. Как и в игре на волынке, есть два основных стиля. Плавная, непрерывная манера предпочитается в западных районах, где украшения предпочитаются ритмической орнаментации, а исполнение staccato редко применяется. Этот стиль игры на флейте очень похож на открытый стиль игры на волынке. Характерной чертой второго стиля игры является атака языком. Поскольку сам инструмент приспособлен для этого, эта манера исполнения используется чаще на вистле, чем на флейте. Группы нот и фразы извлекаются резко, а исполнение долгих нот staccato является весьма распространённой формой орнаментации. Этот стиль не ограничивается определённым регионом, он появляется в таких удалённых друг от друга районах как Кэван, Слайго и Клэр. Не приходится сомневаться в том, что значительная часть орнаментации, используемой на флейте и вистле, произошла от техники игры на волынке, и это неудивительно, потому что большинство волынщиков умеют играть на вистле, а многие – отличные исполнители на флейте.
Как и в случае с другими инструментами, в игре на аккордеоне можно выделить два стиля. Первый, более старый, происходит от мелодеона. Имея в своём распоряжении только один ряд клавиш, игрок на мелодеоне был вынужден часто менять направление мехов, сжимая или разжимая их, потому что требовались разные ноты. Исполнитель сделал из этой особенности преимущество, используя для внесения ритмических эффектов в свою музыку. Фразировка была простой, однако игра более артикулированной. Наиболее обычными формами украшения были одиночные и двойные орнаментированные ноты. Хороший игрок, кроме того, использовал мелодические вариации. Исполнители, натренированные мелодеоном, использовали первый внешний ряд клавиш аккордеона, потому что они привыкли к одному ряду на предыдущем инструменте, прибегая к внутреннему ряду только для извлечения нот, недоступных иным способом. Таким образом, традиционный стиль и техника, использовавшиеся для мелодеона, остались практически нетронутыми.
Молодые исполнители, впервые берущиеся за музыку, полностью переделали старый стиль. Они не были сдерживаемы почтением к традициям и быстро обнаружили, что самый простой способ игры на аккордеоне заключался в использовании внутреннего ряда как основного, а внешнего для орнаментации. Если палец, занятый кнопкой во внутреннем ряду, расслабится и наклонится немного вверх, он закроет кнопку внешнего ряда, звучащую на полтона ниже, и эта нота будет звучать без необходимости изменения направления движения мехов. Используя это естественное движение руки, можно играть целую серию триолей типа «cbc» практически без усилий. Так инструмент используется наилучшим образом. К несчастью, результаты слишком часто отличаются от традиционной практики. Внутренний компонент триоли – это наиболее часто хроматический полутон. А с орнаментацией, почти полностью ограниченной этими legato триолями, музыка вырождается в один бесконечный поток, практически без артикуляции. Обеспечение дополнительных басов – ещё один источник проблем, потому что оно позволяет добавление гармонического аккомпанемента, который слишком часто становится чуждым природе музыки.
Введение второго ряда на аккордеоне произвело революцию в стиле исполнения, эффект которой отражается не только на всех исполнителях на этом инструменте, но и может быть замечен в игре некоторых молодых скрипачей. К счастью, из-за ограничений своего инструмента, волынщики, игроки на флейте и вистле имеют большой иммунитет к этой инфекции.

Если вам понравилось, поддержите сайт!

Комментарии:

Комментирование запрещено.

Google © Все права зарезервированы для правых резервов · Green Hope Theme by Sivan & schiy · Работает на WordPress