8. Традиционные техники и стили (часть 2)

II
Сущность ирландской музыки в ее мелодичности. В ней не используется гармонический аккомпанемент или модуляция, напротив, она полагается на эффект орнаментации мелодической линии. Используются три основных вида орнаментации: украшение, вариация и ритм. Примеры каждого типа могут использоваться в одном выступлении. Однако, в общем говоря, первый или третий типы могут преобладать из-за особенностей инструмента или в качестве базового элемента местного стиля. Волынщики предпочитают значительно украшенный стиль исполнения, потому что это подходит их инструменту. Исполнители на концертине полагаются больше на ритмические и метрические вариации, их инструмент недостаточно гибок для извлечения орнаментированных нот, используемых волынщиками. Скрипачи с севера не используют такую форму орнаментации как ролл, а среди западных исполнителей это общепринятая форма декорирования мелодии.

Под украшением понимается (a) использование одно или более орнаментирующих нот и (b) заполнение интервалов. Одиночная орнаментирующая нота очень популярна. Она встречается обычно в фоме bA, где A, украшаемая нота, орнаментируется более высокой нотой. (Строчная буква курсивом обозначает орнаментирующую ноту.) Главная функция орнаментирующей ноты — сделать ударение на акцентированную ноту, но волынщики часто используют её для разделения нот одной высоты. Также она используется для улучшения эффекта перед неакцентированными нотами группы, придавая музыке характер подъёма или скорости. (Рис. 23 и 24.) Двойные орнаментирующие ноты в виде abA являются излюбленным приёмом скрипачей. Исполнители на мелодеоне также используют их, однако волынщики пользуются ими лишь изредка. (Рис. 25.) Обратный порядок, Aba, больше похож на триоль, в которой первая нота немного длиннее. Этот тип орнаментации является особенностью игры скрипачей из Тирона и других графств.
Ролл, или группа из трёх орнаментирующих нот, — это наиболее эффектная форма орнаментации. (Рис. 26 и 27.) Он может быть записан как bagA, однако первая нота может быть выше, а третья ниже, чтобы учесть особенности инструмента. Обычно нота, украшаемая роллом, следует за нотой той же высоты — AbagA, но может иметь и взрывной характер, словно бы из ниоткуда. Сущность ролла в том, что средняя его нота играется настолько кратко, насколько возможно, легчайшим движением пальца, иначе украшение будет звучать как триоль, предварённая орнаментирующей нотой, обычно используемая исполнителями на аккордеонах. Роллы не используются скрипачами в Донеголе. Они подходят изменчивому гибкому стилю и могли бы притупить острые одиночные движения смычком, предпочитаемые в этом графстве.
23
Рисунок 23. Одиночные орнаментирующие ноты на (1) скрипке, (2) волынке и (3) аккордеоне. Подобная приведённой аппликатура используется на других струнах скрипки. Орнаментация на вистле и флейте подобна орнаментации на волынке, за исключением того, что форма bA более предпочтительна, чем cA. Форма dB иногда используется на волынке, но эффект получается довольно грубым.
24
Рисунок 24. Одиночные орнаментирующие ноты, (1) обрезающие или разделяющие ноты одинаковой высоты и (2) орнаментирующие неакцентированные ноты для придания эффекта подъёма и отрывистости музыке.
25
Рисунок 25. Двойные орнаментирующие ноты на (1) скрипке, (2) флейте и вистле и (3) аккордеоне.
26
Рисунок 26. Роллы на (1) скрипке и (2) волынке, флейте и вистле. (Первый ролл на E в (2) используется на волынке.) Эта форма ролла, известная как короткий ролл, используется в риловой музыке, где он связывается с акцентированной четвертью, обычно предваряемой восьмой нотой той же высоты.
27
Рисунок 27. Другие примеры ролллов на (1) скрипке и (2) волынке, флейте и вистле. Эта форма ролла, называемая длинной, используется в джигах и рилах в группах, состоящих из трех четвертей одинаковой высоты.

Группы из двух, трёх и четырёх орнаментирующих нот используются при игре на волынке для украшения самой нижней и второй по высоте нот чантера. В этой орнаментации, называемой «краннингом» (cranning), существенно то, что каждая используемая орнаментирующая нота подрезает следующую ноту, таким образом, нет двух орнаментирующих нот, звучащих последовательно. (Рис. 28.)
Второй тип украшения заключается в заполнении интервалов, в простейшем случае интервал терции. Триоль B D B становится BC#DB, E G E становится EF#GE. Этот тип орнаментации достигает наивысшего развития в искусных пассажах «ранах» (runs) staccato, которые волынщики Мунстера ввели в своё исполнение похоронных песен и других медленных эйров. Эти пассажи, без сомнения, представляют собой заимствования этими волынщиками техники игры на арфе. (Рис. 29.)
Вариация, второй класс орнаментации, заключается в изменении групп нот по ходу мелодии. Вариация на тему или мелодия сама по себе рассматривается как бы в качестве попытки сочинения новой части. Встречаются два различных вида вариации. Простейшая заключается в изменении ноты в группе. Например, дабл джига может рассматриваться как начинающаяся с триоля из четвертных нот: средняя G может быть заменена на A, B либо D, получая в итоге GAG, GBG или GDG. (С помощью украшения эта группа может быть сыграна как GagfG. Рис. 30.) Это базовые формы орнаментации, используемые традиционным исполнителем и они настолько же естественны для него, как изменение тона или интонации в устном общении.
28
Рисунок 28. Примеры краннинга, формы орнаментации, специфичной для волынки. Искусство краннинга заключается в том, что в нём нет двух орнаментирующих нот звучащих последовательно.
29
Рисунок 29. Пример пассажей, формы орнаментации, которая, вероятно происходит от sruth mór (великий поток) древних арфистов.
30
Рисунок 30. Некоторые распространенные формы вариации, встречающиеся в танцевальной музыке.

Второй вид вариации имеет абсолютно другую природу, фактически представляя собой в некотором роде моментальное сочинение мелодии. Здесь группа или такт меняется, возможно, сохраняя лишь каркас фразы. Каждый раз, когда играется часть, некоторые группы меняются. Ни одно исполнение не повторяет предыдущих. В связи с этим вспоминаются два исполнителя из прошлого: Майкл Колман (Michael Coleman), скрипач из Слайго, и Джонни Доран (Johnny Doran), волынщик. Способность к таким вариациям — это дар, который, будучи совмещённым с превосходным исполнительским мастерством, создаёт величайшего исполнителя, виртуоза. Можно добавить, что это действительно редкий дар. Огромное большинство исполнителей, которые используют упомянутый тип вариаций, заимствуют их у других исполнителей или работают над ними в свободное время. Запомненные на кончиках пальцев с помощью практики, эти вариации автоматически появляются в подходящих местах так же, как и более простые типы, описанные выше.
Третья форма орнаментации, ритмическая вариация, может быть снова лучше всего проиллюстрирована с помощью примера триоля из восьмых нот. Триоль 103-1 может быть заменен на 103-2 (четвертная и восьмая нота) или на 103-3 (четвертная нота с точкой). Как уже говорилось, триоль в джиге, хотя и составляет визуально три восьмых ноты, обычно не играется так, как записано. Первая нота самая длинная, некоторые волынщики могут иногда держать её так же долго, как две другие вместе взятые 103-4. Эффектная форма вариации, особенно любимая волынщиками, получается с помощью «отбивания» каждой ноты триоля с одинаковым акцентом и длительностью. В группе 103-5 первая нота может быть сыграна staccato, это придаёт музыке эффект подъёма. Исполнение второй ноты таким же способом подчёркивает ударение на последующей акцентированной ноте. Форма 104-1 может быть сыграна staccato как если бы она была восьмой нотой с двумя восьмыми паузами 104-2 (картинка тут неправильная, должна быть восьмая нота вместо четверти, но я решил сохранить как в оригинале на случай если я неправ — прим. перев.) или четвертью с одной восьмой паузой 104-3. Исполнение staccato на волынке и извлечение одиночных нот с участием языка на флейте и вистле, как в последнем примере, — популярные формы ритмической вариации.
Элементы этих трёх форм орнаментации составляют в каком-то роде идиомы музыки. Они встречаются в любом исполнении. Чем лучше исполнитель, тем более свободно он владеет ими. Однако они не ограничивают средства, открытые для украшения мелодии. Так одновременное прижатие двух струн, иногда со сменой строя, может использоваться скрипачом для большего разнообразия (для примеров см. стр. 140). (TODO сделать ссылку) Волынщик также при исполнении ролла, особенно на F или G второй октавы, может начать движение со скольжения к «заворачиваемой» ноте и закончить поднятием чантера от колена, когда звучат орнаментирующие ноты. Это изменяет оттенок ноты и добавляет мелодии чуточку дикости, эффект, который усиливает силу и яркость, присущую любому хорошему исполнению рила.

Если вам понравилось, поддержите сайт!

Комментарии:

Комментирование запрещено.

Google © Все права зарезервированы для правых резервов · Green Hope Theme by Sivan & schiy · Работает на WordPress