9. Великие собиратели (часть 2)

II
Несмотря на все богатство уже опубликованного материала, едва ли будет преувеличением сказать, что лучшие коллекции нашей национальной музыки всё ещё остаются неопубликованными.
Мы уже упоминали касательно «Старинной ирландской народной музыки и танцев» Джойса, что он включил в неё материалы из коллекции Форда. Эта коллекция была составлена Уильямом Фордом, известным музыкантом из Корка, жившим в первой половине девятнадцатого века. Форд был автором и редактором нескольких музыкальных работ и читал лекции по музыке в таких далёких странах, как Китай и Перу. Его коллекция ирландской музыки была создана между 1840 и 1850 годами, в основном в графствах Мунстера, в Лейтриме и в близлежащих районах Слайго, Роскоммона, Мэйо и Голуэя. Форд был первым коллекционером, который применил систематический подход к обработке накопленного материала. Он подготовил огромный рукописный том, состоящий из более чем 400 страниц. Вверху страницы он записывал тюн, а под ним писал другие его версии, вариации и эйры, которые имели общие с ним отличительные части. Таким образом были обработаны около 360 эйров, и во многих случаях объединялись пять, шесть или даже больше мелодий. В целом в этот том было включено более 1800 эйров, собранных самим Фордом и взятых из рукописных и печатных источников. Форд надеялся опубликовать эту работу вместе с диссертацией о природе музыки и её историческом значении. В проспекте о работе значилось: «Цена для подписчиков — одна гинея. Работа отправится в печать, как только наберётся 250 подписчиков, У. Форд, 14, Гранд Парад, Корк, 1 января 1845 года». В отличие от Шотландии, в Ирландии недоставало состоятельных покровителей, заботящихся о национальных вопросах, которые могли бы поддержать такое предприятие, и требуемая сумма не набиралась. Форд умер в Лондоне пять лет спустя.

После его смерти его коллекция перешла во владение Джона Эдварда Пигота, сына председателя суда казначейства, который передал Петри для его коллекции некоторые эйры. (Один из них, Cathaoir an Phíobaire, записанный со слов рыбака в Килраше в 1852 году, до сих пор популярен среди музыкантов графства Клэр). Джон разделял интерес своего отца к музыке, будучи образованным музыкантом и композитором. Его коллеция содержит более 3000 записей, большинство из которых было извлечено из рукописей, в основном мунстерского происхождения, и из других, одолженных ему такими известными фигурами, как Томас Дэвис и «Евой» из «Нации» (ирландская газета — прим. перев.). Он сам также собирал материал от традиционных певцов и музыкантов.
Другая значительная коллекция народной музыки была составлена доктором Генри Хадсоном, который родился в 1798 году в доме, в котором Патрик Пирс в последствии организует школу святого Энды, но тогда он назывался «Поля Одина» . Эта коллекция содержит 870 мелодий, из которых 138 были получены от Падди Коннелли, известного волынщика из Голуэя. Другие были скопированы из одолженных рукописей и из печатных источников. Хадсон был музыкальным редактором «Гражданина» или «Дублинского ежемесячного журнала», в котором он публиковал с подробными нотами выдержки из своей коллекции, а также собственные композиции, которые он выдавал за настоящие народные тюны. Это он делал, чтобы опровергнуть утверждение Бантинга о том, что последние эйры, имевшие хоть какой-то ирландский характер, принадлежали Джексону (волынщику), и что старейшие эйры были самыми характерными. Обман Хадсона был успешным, и некоторые из этих поддельных народных эйров были приняты за подлинные Петри, Пиготом и Джойсом.
Следующий наш собиратель, Джеймс Гудмэн, действительно обладал качествами, позволявшими обращаться с ирландской музыкой должным образом. Он был музыкально образован, его родным языком был ирландский, а великолепный исполнитель на волынке Dubhghlas de hÍde называл его лучшим волынщиком, которого он когда-либо слышал. Гудмэн родился неподалёку от Вентри в 1829 году, он был сыном преподобного Томаса Чета Гудмэна, приходского священника Дингла, графство Керри. По окончании Тринити колледжа в Дублине, где он обучался профессии священника, он был назначен младшим приходским священником неподалёку от Скиберина. Он провёл некоторе время в Ардгруме на полуострове Биар, а после вернулся в Скиберин, где умер в 1896 году в возрасте шестидесяти семи лет. Последние двадцать лет своей жизни Кэнон Гудмэн был профессором ирландского языка в Тринити колледже.
Гудмэн в течение 1860-66 годов во время службы в Ардгруме составил собственную коллекцию, которая состояла из четырёх томов. Хотя многие эйры были скопированы у Эйрда, Бантинга, О’Фаррелла, Левея и из других печатных источников, эти четыре тома содержат обилие танцевальной музыки и медленных эйров, которые записал сам Гудмэн, слушая игру мунстерских волынщиков. Многие из танцевальных тюнов были записаны с помощью Томаса Кеннеди, старого слепого волынщика из Дингла, который последовал за Гудмэном в Ардгрум. Кеннеди обыкновенно ходил туда-сюда по комнате, размышляя. Внезапно он восклицал: «A Mháistir tá ceann eile agam» (У меня есть ещё одна, сэр), после чего Гудмэн садился и записывал её. Довольно странно, но деятельность Гудмэна как собирателя музыки длилась только шесть упомянутых лет. Также, к несчастью, он, похоже, полностью был сконцентрирован на инструментальной музыке. Он имел обыкновение петь в унисон с волынкой и хотя и обменивался словами песен со своими корреспондентами, но очевидно у него не было желания сопоставлять их с эйрами. Но это была задача, с которой он мог бы справиться намного лучше всех своих предшественников.
Мы снова возвращаемся к печатным коллекциям, чтобы встретиться с Фрэнсисом О’Нейлом, самым колоритным и ни с кем не сравнимым собирателем танцевальной музыки. О’Нейл, закончивший свою карьеру на посту главного управляющего полицией в Чикаго, родился в Трэлибейне в западном Корке в 1849 году. Когда ему было шестнадцать лет, он сбежал из дома, достиг Корка и поступил юнгой на торговый траулер, приписанный к порту Бостона. Он отслужил несколько лет в качестве простого матроса, пережил кораблекрушение в центре Тихого океана и высадился в Сан-Франциско, где забросил морское дело. Он работал пастухом, школьным учителем, железнодорожным клерком в различных частях Соединённых Штатов до того, как прибыл в Чикаго, где поступил на службу в полицию в 1873 году.
О’Нейл ещё в детстве научился играть на флейте и был уже сложившимся исполнителем к четырнадцати годам. Но хотя он приложил руку к публикации тысяч эйров и тюнов, похоже, он никогда не был способен записать музыку на бумагу. Острый слух и превосходная память, дары, разделяемые многими традиционными музыкантами, позволили ему хранить мелодии в своей голове, но коллега Фрэнсиса по полицейской службе его тёзка сержант Джеймс О’Нейл записал на бумагу всю музыку из его воспоминаний, которую играли его родители и музыканты с родины.
О’Нейл, как и Петри, начал собирать свою коллекцию с намерением лишь сохранять музыку и без какой-либо мысли о её публикации. Однако, по мере накопления материала росла идея его публикации и задача нотной записи начала выполняться систематически. Тюны записывались Джеймсом О’Нейлом, который слушал их исполнение на инструменте, пение, насвистывание, лилтинг и даже напевание под нос, воспроизводил, корректировал или принимал как есть в зависимости от обстоятельств. Вокруг содержания предлагаемого сборника бушевали различные мнения, и их консенсус помог появиться популярной работе, разнообразной достаточно, чтобы удовлетворить любой вкус. Работа построенная таким образом должна неизбежно страдать от очевидных ошибок, и на них было указано в «Музыке Ирландии», которая вышла в 1903 году. Эти промахи, однако, не умаляют значительности достижения О’Нейла. Его работа, будучи самой большой когда-либо опубликованной коллекцией, содержала 1850 мелодий, среди которых 625 эйров и 75 тюнов, приписываемых Кэролану, 50 маршей и более 1100 танцевальных тюнов.
Высоту достижения О’Нейла, никогда должным образом не ценившуюся в его родной стране, можно оценить, если мы вспомним, что трёхтомник Бантинга не содержал и дюжины танцевальных тюнов, а полная коллеция Петри — не более трёхсот. След рассеивания ирландского народа по свету может быть показан в том факте, что более чем половина мелодий в «Музыке Ирландии» была собрана с помощью поющих и играющих жителей Чикаго.
«Музыка Ирландии» была настолько успешна, что в ответ на многочисленные просьбы о сборнике более дешёвом и содержащем только танцевальную музыку О’Нейл выпустил вторую коллекцию — «Танцевальная музыка Ирландии» (1907). Она содержала 1001 танцевальную мелодию, в основном перепечатанные из первого сборника. Дубликаты и некоторые другие тюны из того сборника были исключены, и были добавлены тюны, у которых появилась нотная запись уже после их публикации. Этот второй том немедленно завоевал популярность, став, так сказать, библией традиционных исполнителей. Дошло до того, что когда задавали вопрос «Есть ли это в книге?» под книгой подразумевали «Танцевальную музыку Ирландии». Можно упомянуть, что жители Чикаго невольно помогали в составлении этих коллекций, поскольку хорошо известно, что во время службы О’Нейла любой ирландский эмигрант с хорошим знанием традиционной музыки мог быть обеспечен местом в городской полиции.
О’Нейл выпустил два других сборника музыки: «Ирландскую музыку», поздняя редакция которой содержала 400 мелодий, выбранных из двух первых уже опубликованных сборников, но уже с аккомпанементом для фортепиано, и «Беспризорных детей гэльской музыки», расширенное второе издание которой появилось в 1922 году и было собрано по крупицам из старых рукописных коллекций и ранних шотландских и ирландских печатных источников. В книге «Ирландская народная музыка. Увлекательное хобби.» (1902) О’Нейл описывает свою музыкальную жизнь и предлагает значительный объём знаний об ирландской музыке и музыкантах, основываясь на опыте создания своей великой коллекции.
Составляя «Ирландскую народную музыку», он набрал так много материала, что решил выпустить другой том, чтобы «обессмертить забытых, хотя и достойных, менестрелей и музыкантов Ирландии» и в его написании он не пренебрегал никакими доступными источниками информации. «Ирландские менестрели и музыканты» (1913), результат этих трудов, содержит обширные сведения об арфистах и волынщиках, собирателях и историках, собранные из печатных источников и корреспондентов со всего земного шара и от многих музыкантов, живших тогда или проезжавших через Чикаго.

Если вам понравилось, поддержите сайт!

Комментарии:

Комментирование запрещено.

Google © Все права зарезервированы для правых резервов · Green Hope Theme by Sivan & schiy · Работает на WordPress