4. Танцы (часть 2)

III
Ирландские танцы достигли высоты своего совершенства в сольных или степовых танцах, отсутствие ссылок на которые в записях путешественников, комментировавших социальное устройство в восемнадцатом веке, предполагает, что эти танцы сравнительно современны. Скорее всего их изобрели в последней четверти восемнадцатого века. И вряд ли можно сомневаться в том, что мы обязаны их существованием мастерам танца. Основные степовые танцы — это джига, рил и хорнпайп.
Обычная или дабл джига самая популярная из них. Она исполнялась обычно одной парой, но это число не было ограничено. Она начинается с «райзинг степа», это первое движение, которому обучают танцора. Одна из разновидностей этого движения исполняется следующим образом: правая нога выбрасывается вперёд на высоте примерно 12 дюймов (около 30 см — прим.перев.), ударяя по левой, затем правая нога возвращается и ударяет по полу, а затем поочерёдно по полу ударяют левая, правая и снова левая нога. Этот движение занимает один такт мелодии и повторяется три раза. На четвёртый, последний, такт музыкальной фразы парни исполняют «грайндинг степ» (grinding step) левой ногой, а девушки «шаффл» (shuffle). Грайндинг заключается в ударах пальцами ног по полу поочерёдно на шесть нот такта, шаффлинг — в легких поочерёдных шаркающих движениях ногами друг перед другом. В Лимерике считалось неподобающим для девушек выполнять грайндинг степ или любой другой тяжёлый или сложный степ, состоящий из ударов, которые обычно выполнялись парнями. Вслед за райзингом и шаффлом девушка переходила к изящным скользящим движениям, основанных на шаффле. Каждый шаг или движение был ещё более замысловатым, чем его предшественник, и заканчивался шаффлом. Мужские степы повторяли практически ту же последовательность, но были более сложными, поскольку грайндинги, и различные дробящие, стучащие, барабанящие удары вводились в них во всевозможных комбинациях.
В этой джиге баттеринг-степ (battering – град ударов — англ.) удваивается и называется «двойным баттерингом» (double battering)) или просто «удвоением». Отсюда танец получает своё имя. Это движение начинается с того, что танцор переносит вес на одну ногу, и слегка подпрыгивает. Затем вперёд выбрасывается вторая нога, которая ударяет по полу носком, сразу после чего эта нога возвращается обратно, снова ударяя по полу на обратном движении. Таким образом получается три удара по полу: прыжок на одной ноге и двойной удар другой. Это длится три четверти такта. Это движение может повторяться несколько раз, но чаще оно чередуется с другими движениями. Драмминг (drumming — барабанная дробь — англ.) выполняется носком и пяткой за одну триоль и может продолжаться значительное время или, как и баттеринг-степ сочетаться с другими движениями. Необычайное количество сложных и запутанных степов основывались на этих базовых движениях: шаффлах, грайндингах, скиппинге (skipping — бег вприпрыжку — англ.), драмминге и баттеринге. Существуют записи о том, что однажды в соревновании между двумя танцевальными мастерами один из них исполнил тридцать шесть различных степов и проиграл, потому что его противник исполнил на шесть степов больше!
Сингл джига не очень отличается от дабл джиги, но она изменяется, чтобы лучше укладываться в аранжировку музыки, составленную из четвертных и восьмых нот. Таким образом, в грайндинге пол ударяется только четыре раза вместо шести (как в дабл джиге), а в баттеринге только дважды — во время прыжка на первой ноге и удара другой ногой при ее движении вперёд. От этого одиночного (single) баттеринга получил название танец.
Хоп или слип джига, самый изящный из степовых танцев, исполняется на мелодию с таким же названием в размере 9/8. Шаги состоят из лёгких прыжков, проходок и скользящих движений, поэтому этот танец называется слип (slip – англ. скользкий — прим. перев.) джигой. Она обычно танцевалась двумя парами, но это число не было ограничено, поскольку каждая пара танцевала независимо от остальных. Как и в риле, степ танцевали только на определённые периодически повторяющиеся части мелодии. Во время остальной части музыки танцоры прогуливались (делали променад) вокруг помещения или сцены на лёгком проходящем движении, возвращаясь на исходное место, чтобы начать степ.
Некоторые деревенские танцы, например Sir Roger de Coverly, раньше танцевались таким образом, а мелодии были настолько более многочисленны в Ирландии, чем в Англии или Шотландии, что степы, которые в них использовались назывались в Англии ирландскими.
Рил, будучи самым популярным степовым танцем после дабл джиги, исполняется подобно хоп джиге. Степы танца чередуются с променадами, каждое из этих движений занимает восемь тактов музыки. В некоторых случаях вместо движения вокруг комнаты по завершении степа выполнялся сайд степ (степ в сторону).
Хорнпайп обычно танцевался мужчиной сольно. Его редко танцевали женщины, поскольку считалось, что степам нужна энергия и звук, который им может придать только мужчина. Однако дамы из Корка были исключением из этого правила. Они не только танцевали хорнпайп, но и использовали более тяжёлые степы в рилах и джигах, которые в любом другом месте исполнялись только мужчинами.

IV
В начале прошлого века (то есть в начале XIX в. — прим.перев.) круговые или групповые танцы включали в себя деревенские танцы и фигурные, основанные на сольных рилах и джигах. Деревенские танцы, о которых упоминалось, что они были в моде до конца семнадцатого века, к этому моменту практически исчезли, однако rince fada всё ещё исполнялся, хотя и не в той форме, в которой он предположительно танцевался на встрече Джеймса II. Тройной рил и четверной или общий рил, похоже, были первыми танцами из тех, что сейчас называются céilí. Затем последовали восьмиручный рил, High Caul Cap, шестнадцатиручный рил, Humours of Bandon и другие круговые и фигурные танцы, знакомые всем, кто посещал céilíthe, организованные Гэльской Лигой (Connradh na Gaelige), популяризовавшей эти танцы около 70 лет назад (т. е. около 1900 г. — прим. перев.).
Промежуточным звеном между временем тройного и общего рилов и более поздними céilí танцами были сеты и полусеты, которые были самыми популярными танцами в прошлом и текущем (XIX и XX — прим. перев.) веках. Всё множество местных разновидностей этих танцев произошло от кадрили, танца, в котором пары стоят лицом друг к другу, формируя квадрат (отсюда и название танца). Кадрили были невероятно популярны в наполеоновском Париже. Победоносная армия Веллингтона познакомилась с ними и позже принесла в Англию и Ирландию. Тогдашний Рыцарь Ущелья (Knight of Glin – наследственный титул Фицджеральдов в графстве Лимерик — прим.перев.), говорят, приказывал своим танцевальным мастерам преподавать новые танцы так, как они исполнялись во Франции и Испании. Однако танцевальные мастера адаптировали эти танцы, заменив шаги для бальных залов традиционными и ускорив темп до темпа джиги или рила.
Таким образом обработанные кадрильные сеты (сокращённо «сеты», когда танцевали четыре пары, и «полусеты», когда танцевали две пары) распространились по стране и оставались популярными более сотни лет. Появились различия в количестве фигур (оно могло быть от трёх до шести, но обычно составляло пять) и в их исполнении. Для вновь возникающих вариантов использовались местные названия. Среди них простые или общие сеты Calendonian, Paris, Orange and Green, риловый сет, джиговый сет, Cashel, Ballycommon и Ballysteen.
Пять фигур оригинальных кадрилей требовали музыки в размерах 6/8 и 2/4, в которых уже исполнялось значительное количество народной музыки. Таким образом, с уже упомянутыми изменениями шагов не было препятствий к поглощению новых заимствованных сетов. Их широко поддерживаемая популярность, без сомнения, помогла сохранить значительное количество народной танцевальной музыки. С этой точки зрения есть некая ирония в том, что позже все эти танцы и все их вариации были объявлены «иностранными» и запрещены на всех мероприятиях деятелей гэльского возрождения в противоположность céilí танцам, которые почти наверняка были созданы танцевальными мастерами Мунстера по образцу кадрилей.

V
Слово céilí, обыкновенно используемое в северных районах, означает собрание соседей в каком-либо доме, где сплетни на разные местные темы помогают скоротать вечер. Этот обычай, в англо-ирландской речи называемый kayleeing, в Клэр и в других местах описывается как «создание связи» («making a cuaird») и не подразумевает музыкального или танцевального развлечения. Тогда céilí – это неверный термин для обозначения организованных танцев, однако он подчёркивает социальную природу таких собраний. Довольно странно, что первые céilí, организованные вновь созданной Гэльской Лигой, проводились не в Ирландии, а в Лондоне — в Блумсберри Холл недалеко от Британского музея 30 октября 1897 года. Программа была организована лондонским отделением Лиги, в котором активным членом был Fionán Mac Coluim, впоследствии ставший редактором Cosa Buí Arda и других собраний песен на ирландском языке. Эта программа включала помимо степовых танцев музыку и пение, сеты и вальсы под ирландские эйры! Была разработана форма группового танца, в которой парни и девушки стояли лицом друг к другу в две линии и исполняли дабл джигу. Между степами партнёры менялись местами, так что только каждый второй степ танцевался на исходной позиции. Таким образом было достигнуто движение, которое по меньшей мере внешне походило на групповые танцы, исполнявшиеся шотландцами на торжественных церемониях в Лондоне. Rincí Gaelacha, строго говоря, к этому времени ещё не появились.

Если вам понравилось, поддержите сайт!

Комментарии:

Комментирование запрещено.

Google © Все права зарезервированы для правых резервов · Green Hope Theme by Sivan & schiy · Работает на WordPress