9. Великие собиратели (часть 1)

Долг каждого человека перед своей страной —
постоянно возмещать мимолётные произведения всех видов талантов.
Эдвард Бантинг, Древняя ирландская музыка (1796)

I
Хотя некоторые ирландские эйры, правда, не обозначенные как таковые, появились в английских печатных изданиях сборников песен в семнадцатом веке, а отдельные из них даже раньше в английских собраниях рукописей, вплоть до 1726 года не существовало собрания, состоящего полностью из ирландской музыки. Такая работа под заглавием «Коллекция самых знаменитых ирландских мелодий», содержащая сорок девять эйров, была опубликована братьями Джоном и Уильямом Нилами, которые занимались музыкальными вопросами при церкви Христа в Дублине. Единственная сохранившаяся копия, принадлежавшая Эдварду Бантингу, сейчас хранится в собрании рукописей Королевского Университета в Белфасте. Братья Нил также опубликовали сборник сочинений Кэролана (арфист всё ещё был жив в то время), а также собрания менуэтов и народных танцев. Интересно заметить, что Нилы в 1731 году построили концертный зал на Кроу стрит и что Джон был председателем Благотворительного Музыкального Общества, на средства которого был построен Новый концертный зал на Фишэмбл стрит. В этом зале в 1742 году впервые публично исполнялась «Мессия» Генделя.

К концу века ирландские эйры во всё большем количестве появлялись в английских и шотландских изданиях, в операх того периода и в местных сборниках, выпускаемых Ли и другими музыкальными издателями из Дублина. Однако до самого конца века не было собрания национальной музыки «из первых рук», записанной музыкантами, которые её исполняли её в традиционной манере. Первым таким сборником было «Общее собрание древней ирландской музыки», опубликованной Эдвардом Бантингом в 1796 году.
Бантинг родился в Арме в 1773 году, сын ирландки и англичанина, который приехал в Ирландию в качестве горного инженера. В самом юном возрасте он показал склонности к музыке, и когда ему было лишь одиннадцать, он был назначен заместителем органиста в приходской церкви в Белфасте. Бантинг впервые столкнулся с ирландской музыкой, когда его назначили музыкальным секретарём на фестивале арфистов в Белфасте, который проводился в июле 1792 года в зале собраний белфастской биржи. Этот фестиваль был организован группой патриотически настроенных джентльменов из Белфаста, которые надеялись сохранить «музыку, поэзию и устные традиции Ирландии» от исчезновения до того, как уйдёт последний из арфистов старой закалки.
Бантинг в возрасте всего лишь девятнадцати лет был нанят «для записи всевозможных эйров, исполняемых различными арфистами, и был особо предупреждён, чтобы не добавить ни единой лишней ноты к старым мелодиям». Поддерживаемый энтузиазмом доктора МакДоннелла, который был главным ответственным за организацию фестиваля, и с помощью Артура О’Нейла и других арфистов, присутствовавших на нём, Бантинг начал собирать свою первую коллекцию. Он путешествовал в Тирон и Дерри, посетил Хэмпсона, старейшего из арфистов, посетивших фестиваль в Белфасте, и единственного, игравшего ar an sean-nós (в старом стиле) длинными загнутыми ногтями. В том же году он посетил Коннахт по приглашению Ричарда Кирвана, основателя Королевской Ирландской Академии, который сопровождал его в Мэйо. Сборник 1796 года, явившийся плодом этих поездок, содержит шестьдесят шесть эйров, многие из которых были опубликованы впервые. Томас Мур считал, что в этой коллекции содержатся поистине драгоценные мелодии, и одиннадцать из шестнадцати эйров в первой части «Ирландских мелодий» были взяты им te bruite (прямо, в чистом виде) из неё.
В 1802 году Бантинг вновь посетил Мэйо и другие западные графства. В этот раз несколькими месяцами ранее его там же проехал Патрик Линч, ирландский учёный из местечка неподалёку от Даунпатрика, графства Даун, которого он нанял, чтобы записать слова ирландских песен. К несчастью, Бантинг пренебрег возможностью сопоставить эйры, записанные им, с ирландскими словами, собранными Линчем. Вместо этого во втором томе сборника «Общее собрание древней музыки Ирландии», опубликованном в 1809 году, он неразумно попытался соревноваться с Муром и снабдил двадцать эйров песнями, написанными Томасом Кэмпбеллом и другими рифмоплётами. Этот сборник содержит семьдесят семь эйров, однако тринадцать из них повторяют сборник 1796 года.
Хотя Бантинг писал, что изучение и сохранение ирландских мелодий — это главное дело всей его долгой жизни, большинство материалов, включённых в «Древнюю музыку Ирландии», опубликованную в 1840 году, были собраны ещё до 1809 года. Почти все эйры, датированные Бантингом более поздними годами, скорее всего были получены им от его корреспондентов, среди которых постоянно фигурировал Джордж Петри. Сборник 1840 года был последней публикацией Бантинга. В нём он выразил надежду на переработку и переиздание первых двух сборников, однако не дожил до реализации этих планов. Он умер в 1843 году в Дублине, где прожил много лет, и похоронен там на кладбище Маунт Джером.
Эдвард Бантинг был первым из великих собирателей ирландской народной музыки, кто записывал ноты эйров, получая их прямо от народных музыкантов, в его случае, в основном арфистов. Его печатные сборники содержат великое множество прекрасных эйров, многие из которых известны в англоговорящем мире благодаря их адаптациям Томаса Мура. Мы также в долгу у Бантинга за большинство наших скудных знаний о ладах, тональностях и способах игры, использовавшихся арфистами, и об их жизнях и обычаях.
Однако стоит добавить и немного критики насчёт манеры, с которой Бантинг обращался с собранным материалом. В предисловии к сборнику 1840 года он рассказывает нам, что его главной целью было оградить примитивный эйр религиозным почитанием. Из этого можно заключить, что он записывал музыку так, как он слышал, она игралась, и что, помимо фортепианного аккомпанемента, который он считал необходимым предоставлять, тюны опубликованы так, чтобы представить оригинальные ноты. Однако, это не совсем так. Бантинг говорит нам, что обычным числом струн на ирландских арфах на фестивале в Белфасте в 1792 году было тридцать и что система настройки была такой, что только две мажорные гаммы G и C в совершенстве укладывались в их диатонический интервал. Когда струны F перестраивались в F диез, тональность была G мажор, когда же эти струны настраивались в натуральное F, тональность была C мажор. Фактически, по настройке арфа была как пианино без чёрных клавиш. Вопреки этому, значительное большинство эйров Бантинга записаны в тональностях, которые арфисты просто не могли использовать, и что ещё более удивительно, его ноты испещрены случайными знаками альтерации, для которых на арфе просто не было струн.
Вышеописанное можно продемонстрировать на примере обращения Бантинга с хорошо известным эйром Кэролана The Princess Royal. Он записал мелодию с помощью арфиста Артура О’Нейла, и опубликовал её в сборнике 1840 года (с. 35). Там она записана в тональности F минор (четыре бемоля), в этой тональности О’Нейл просто не мог её играть. В шестом такте (и в других местах) Бантинг пишет натуральные E и D. Если бы О’Нейл и мог играть в самой тональности, он не смог бы извлечь натуральные E и D, потому что на его арфе не было дополнительных струн, чтобы сыграть эти ноты. Стоит заметить, что в версии, опубликованной по собственным рукописям Бантинга в “Carolan” О’Салливана D не встречается вовсе, а E — только когда предшествует тонике.
В сущности, Бантинг видоизменял мелодию, чтобы она соответствовала тому, что он считал корректной и надлежащей гармонией. Возможно, он и в самом деле убедил себя в том, что он улучшал музыку. У него была вера в то, что чем древнее музыка, тем проще было привести её к гармонии, и легкость этой гармонизации, как он заявлял, была чётким показателем чистоты ее структуры. С негодованием отзывался он о том факте, что Мур слишком часто адаптировал музыку к словам, а не наоборот. Мур, конечно же, был вполне вправе обрабатывать музыку, чтобы она подходила к его произведениям. Он был поэтом, а не собирателем народной музыки. Бантинг же был собирателем, который претендовал на то, что записывает эйры точно так, как он их слышал, и у него не было права видоизменять музыку.
Несколько лет спустя после появления первого сборника Бантинга в Лондоне был опубликовано собрание, которое заслуживает несколько больше внимания, чем ему обычно уделяется. Это была работа О’Фаррелла, волынщика из Клонмеля, который в то время жил в Лондоне. Озаглавленная «Коллекция О’Фаррелла ирландской национальной музыки для волынки», эта работа содержит множество эйров и танцевальных тюнов (некоторые из которых ранее не издавались), а также шотландские и другие ненациональные материалы. Она содержит также «Учебный курс с самыми подробными из доселе публиковавшихся инструкциями по игре на волынке». (Интересно заметить, что этот курс был ориентирован на волынки юнион, а не иллеанн). Этот приложенный курс на самом деле не очень глубокий, но его ценность в том, что он показывает, что в то время у инструмента был только один регулятор, и что, как можно заключить из его заголовка, как минимум ещё одно другое руководство по игре на волынке было опубликовано ранее.
Вторая работа О’Фаррелла, «Карманный справочник по ирландской или юнион волынке» (1810), описывается в своём заглавии как «великое собрание любимых тюнов, шотландских и ирландских, адаптированных для волынки, флейты, свирели и скрипки». Он содержит сотни эйров и танцевальных тюнов, включая самую раннюю из известных версию The Fox Chase.
«Общество сохранения и публикации мелодий Ирландии» было первой организацией, связывающей себя с народной музыкой. Оно было основано в 1851 году, в основном благодаря усилиям Джорджа Петри. Петри, родившийся в Дублине в шотландской семье, был известным антикваром и художником, коллегой и другом Юджина О’Карри и Джона О’Донована, выдающихся гэльских ученых того времени. С юности он интересовался народной музыкой, записывал ноты любого тюна, который слышал, про который думал, что он ещё не был опубликован или превосходил уже имевшиеся в печатном виде версии. Он считал своим долгом сохранить национальные мелодии, потому что глубоко чувствовал их красоту, был глубоко убежден в их археологической ценности, желал помочь в сохранении наследия, настолько значимого для национального характера страны. Обязанности Петри как представителя Государственной службы геологических съемок давали ему возможность записывать эйры от традиционных музыкантов во всех областях страны. Однако, его целью было чистое собирание и сохранение, у него не было желания увидеть опубликованные результаты своего труда. Он предлагал всю свою коллекцию для издания Бантингу, но тот отклонил её на том основании, что если бы ему пришлось признать источник этой музыки, то стало бы ясно, что большая и лучшая часть собрания принадлежала Петри, а не ему самому.
В 1851 году, спустя восемь лет после смерти Бантинга, было основано «Общество сохранения и публикации мелодий Ирландии», и на его средства небольшая часть коллекции Петри была издана при его жизни. Это общество, в котором Петри был президентом, предусматривало сбор и классификацию многих сотен неопубликованных эйров, которые предстояло обнаружить в известных рукописных коллекциях. Также возлагались надежды на организацию в Дублине центра, в который люди, записывающие мелодии, могли бы их посылать. «Гениальность и выразительность нашей музыки таким образом будет зафиксирована и её лучшие образцы будут сохранены, чтобы будущие поколения восхищались ими и бесконечно гордились ирландской нацией». Этот впечатляющий идеал, увы, никогда не был реализован, как не был реализован план Общества по публикации ежегодно в течение пяти лет сборников музыки, содержащих по меньшей мере 200 эйров, должным образом упорядоченные и содержащие многочисленные ноты. Единственный сборник Общества, «Древняя музыка Ирландии» Петри, был опубликован в 1855 и содержит только 147 эйров, предварённых во многих случаях обширными историческими и описательными замечаниями. Следующий сборник из тридцати девяти эйров был опубликован в 1882 году, шестнадцать лет спустя после смерти Петри. Это собрание, очевидно, неполное, поскольку оно внезапно обрывается на нотах последнего эйра.
В предисловии к этой работе Петри заявил, что ирландские никогда ранее не собирались иначе, чем в беспечной, беспорядочной и часто неуклюжей манере. Эти замечания были обращены прямо на Бантинга, с некоторыми музыкальными теориями которого Петри был абсолютно не согласен. И видимо, реагируя на предпочтения Бантинга в инструментальной аранжировке, Петри утверждал, что только вокальная часть аранжировок эйров действительно заслуживает доверия. Певцы ограничены ритмом и размером слов, чтобы соответствовать структуре эйра, музыканты, с другой стороны, пытаясь показать их собственную силу изобретательства и исполнения, допускают варварские вольности и условности и таким образом часто превращают эйры, которые исполняют, в нераспознаваемые. Петри подчёркивал эту точку зрения, извиняясь за то, что не всегда имел возможность получить свои собственные аранжировки из лучших источников. Иногда ему приходилось довольствоваться аранжировками «от волынщиков, скрипачей и подобных вредоносных и ненадёжных носителей».
Данный случай точно описывается поговоркой: «Горшок над котлом смеётся, а оба черны». Петри действительно не разделял буйные фантазии Бантинга насчёт природы музыки, однако, как и Бантинг, он пришёл к этой музыке снаружи и пытался сопоставить с ней правила гармонии, которые не были фактически применимы к ней.
Петри и его старшая дочь Мэриэнн подготовили фортепианные аранжировки для эйров в «Древней музыке Ирландии». Чтобы избежать грамматических ошибок или других внешних дефектов, они отправили их для коррекции другу, который был профессором музыки. Однако, эти аранжировки в наше время могут быть названы полностью неподходящими, и эйры в том виде, в каком они были опубликованы не заслуживают доверия, какой бы ни был их источник. Был ли это профессор, сам Петри или его дочь, но оригинальные ноты эйров претерпели значительные изменения, чтобы соответствовать тому, что считалось в то время истинной гармонией.
Последующая выборка из рукописей Петри, содержащая более 200 эйров, была отредактирована Фрэнсисом Хофманом и опубликована вместе с фортепианным аккомпанементом в 1877 году. Наконец, рукописная коллекция, содержащая в общем 2148 мелодий была передана дочерью Петри сэру Чарльзу Стэнфорду для редактуры и публикации. Издание Стэнфорда вышло в трёх частях в течение 1902-05 годов под заголовком «Полное собрание ирландской музыки, записанное Джорджем Петри, доктором юридических наук Королевской ирландской академии», а впоследствии единым томом. Этот том содержит 1582 тюна, Стэнфорд исключил около 500 дубликатов и вариаций. Его редакция, если можно так сказать, показывает, что он не подходил для той роли, которую ему доверили, поскольку ему не удалось выделить гораздо большее число дубликатов в коллекции или распознать обычные, ничем не примечательные эйры, которые были очень популярны у традиционных исполнителей. Его система упорядочивания этой массы материала не пошла дальше классификации этой массы эйров под в музыкальном смысле бессмысленными названиями на эйры без названия, эйры с ирландскими названиями и эйры с английскими названиями. Коллекция, таким образом, представляет собой полный беспорядок из песен, танцевальных тюнов, колыбельных и маршей, всё в одной куче.
Петри познакомился с Бантингом некоторое время спустя после публикации его второго сборника в 1809 году. Когда Петри был занят подготовкой его «Древней музыки Ирландии» к печати, с ним познакомился молодой человек из Гленошина, графство Лимерик, и по просьбе Петри стал записывать музыку в своём родном графстве. Таким образом Патрик Вестон Джойс был вовлечён в собирание музыки, став одним из трио, которое можно назвать школой знатоков ирландской музыки, которая, будучи связанной с жизнью этих трёх собирателей, продлилась с конца восемнадцатого до первых десятилетий двадцатого века. Как Петри поступил с Бантингом, так и Джойс сделал с Петри. Он свободно и с радостью отдал свой материал старшему. В издание Стэнфорда включено 195 эйров, которые Петри получил от Джойса. Это самое большой вклад одного человека в это собрание.
Джойс надеялся, что Ирландское музыкальное общество опубликует его собрание, но смерть Петри в 1866 году положило конец этим надеждам, поскольку никто другой не был способен редактировать этот материал. Тогда Джойс предпринял попытку издать эти эйры самостоятельно, и его первый сборник «Древняя ирландская музыка», опубликованный в 1873 году, содержит 100 эйров и фортепианный аккомпанемент, заметки об источниках эйров и другие интересные сведения. Две неизменно популярные песни Fáinne Geal an Lae и The Leprechaun (со словами, сочинёнными Джойсом) впервые были изданы в этом сборнике.
Стоит упомянуть также две другие менее крупные работы Джойса, хотя они и не состоят из материала из первых рук. «Ирландская музыка и песни», сборник песен на ирландском языке, был впервые выпущен в 1887 году и содержит двадцать песен. Он является первым сборником ирландских песен, в котором слова были записаны по слогам, каждый над соответствующей ему нотой. Другая работа Джойса «Ирландские крестьянские песни» содержит семь песен с английскими словами, которые он наложил на ирландские эйры. Его главный труд «Старая ирландская народная музыка и песни», опубликованный в 1909 году, содержит 842 эйра и делится на три части. Первая включает материал собранный Джойсом в молодости и из нотных записей, полученных от друзей и людей, заинтересованных в сохранении музыки. Вторая содержит ирландские народные песни на английском языке, некоторые из которых Джойс помнил сам, некоторые взял из печатных и рукописных источников. Эти две части составляют, грубо говоря, половину всего сборника. Третья часть состоит из нотных записей из коллекций Форда и Пигота. Джойс принялся за работу, чтобы составить сборник подобной структуры, за несколько лет до своей смерти, которая настигла его в возрасте восьмидесяти семи лет в 1914 году.
В целом музыка Джойса гораздо ближе к народным аранжировкам, чем Бантинга или Петри. Он в основном избежал вымышленных тональностей, в которых были почти полностью выполнены работы его двух предшественников, однако его аранжировки танцевальной музыки так же в основном скелетообразны. Его обращение со словами песен было испорчено тем, что можно было бы назвать фальшивым уважением и буквальным снобством. Слова некоторых песен, как он говорит нам, были слишком грубы для публикации или недостойны сохранения. Он изменил и отредактировал тексты и в некоторых случаях заменил стихами, сочинёнными его братом, слова старинных народных песен.

Если вам понравилось, поддержите сайт!

Комментарии:

Комментирование запрещено.

Google © Все права зарезервированы для правых резервов · Green Hope Theme by Sivan & schiy · Работает на WordPress