2. Структура музыки

Даже в их самых оживлённых мелодиях
мы находим некую встроенную грустную ноту –
минорную терцию или септиму – которая
отбрасывает свою тень и делает однообразное
веселье интересным.
Из письма Томаса Мура Стивенсону
(Февраль, 1807)

I

Люди, пришедшие от авторской или классической (под «авторской» музыкой (art music) здесь и далее подразумевается противоположность народной (folk music), то есть это музыка, у которой известен автор — прим.перев.) музыки к ирландской или другой народной, бывают удивлены, обнаружив, что многие мелодии не заканчиваются на ожидаемую основную ноту ключа или соответствующее ей трезвучие, а, по всей видимости, завершаются другими нотами гаммы. Впрочем, для знакомых с церковной музыкой это не новая ситуация. Это просто ещё одно подтверждение тому, что существуют другие виды музыки, кроме разделения на мажорные и минорные мелодии, к которому стремится западная авторская музыка. Ирландская традиционная или народная музыка, как мы выясним в дальнейшем, может оканчиваться на любую из четырёх определённых нот и по этому признаку может быть поделена на четыре класса. Нужно подчеркнуть, что оканчивающая или финальная нота означает не просто последнюю ноту мелодии в её нотной записи, а финальную ноту отдыха или покоя, на которой мелодия может быть гармонично доведена до завершения — на слух традиционного музыканта, не обязательно на слух исполнителя авторской музыки.

В абсолютном большинстве мелодий финальная нота действительно является последней нотой мелодии. Это верно почти всегда для песен и маршей. В случае же танцевальной музыки сингл джиги, дабл джиги и хорнпайпы в основном тоже заканчиваются на эту ноту, но значительное число рилов и ещё большее, в сравнении с этим, число слип (хоп) джиг заканчивается на ноту, целью которой является не закрытие мелодии, а перевод её в другую или в повтор самой себя. Из-за этой особенности такие мелодии (тюны) называются круговыми. Каждый тюн, конечно, можно заставить оканчиваться на должную финальную ноту, и он оканчивается так, когда музыкант играет его последним.

Четыре ноты, на которые оканчивается традиционная ирландская музыка,- это до, ре, соль, ля. Поскольку преобладают тюны с гептатонической, то есть состоящей из семи нот, гаммой, и поскольку больше половины из них оканчиваются на ноту до, возьмём соответствующую гамму, чтобы проиллюстрировать систему, в которую укладывается эта музыка:

3

Рисунок 3. Первая гамма, до. Гамма до-мажор выбрана потому, что она позволяет проиллюстрировать систему на белых клавишах пианино.

Новая гамма может быть получена из этих восьми нот с помощью процесса, называемого обращением – нижняя нота перемещается на верх последовательности. Продолжаем такое перемещение, каждая нота по очереди становится основной или начальной, в итоге получаем семь отдельных гамм, включая первую, с которой мы начали. На седьмой гамме мы прекращаем, потому что последовательности начинают повторяться октавой выше. Из этих гамм или тональностей в ирландской музыке используется четыре: первая – до (C), вторая – ре (D), пятая – соль (G) и шестая – ля (A). Эти последовательности удобнее всего называть по имени начальных нот – до, ре, соль и ля, хотя этот способ именования может привести к неверной интерпретации. Не следует полагать, что есть какая-то взаимосвязь между нотами гаммы, заключённая в их названиях. Нет её и между гаммами. Каждая существует полноправно и обладает собственной тоникой или фундаментальной нотой.

Далее будет отмечено, что первый лад до (ионийский) состоит из семи интервалов, что соответствует натуральному мажору в классической музыке. Пятый лад соль (миксолидийский) также соответствует мажору, за исключением седьмой ноты. Второй лад ре (дорийский) отличается от мажорного лада двумя нотами – третьей и седьмой. Шестой лад ля (эолийский) соответствует гармоническому минору в классической музыке, за исключением седьмой ноты. Отношения между этими гаммами и их отличия друг от друга могут быть лучше продемонстрированы, если заканчивать их на одну и ту же ноту.

4

Рисунок 4. Сверху вниз: первая (до), пятая (соль), вторая (ре) и шестая (ля) гаммы, записанные так, чтобы оканчивались на одну и ту же ноту. Различия в этих гаммах отмечены знаком бемоля.

Уже упоминалось, что преобладающим ладом в ирландской народной музыке является первый, или до. Фактически более 60 процентов музыки относится к этому ладу. Среди тюнов в этой тональности Eibhlín a Rún, Éamonn a’Chnoic и Róisín Dubh. В этой книге приводятся следующие примеры: Cailín ó Chois tSiúre mé, Dunphy’s Hornpipe и Concertina Hornpipe. Мелодии, оканчивающиеся на соль, составляют примерно 15 процентов от общего числа и включают такие эйры (Эйры и тюны — это специфические для обозначения «кельтских» народных мелодий. Обычно эйры более медленные и мелодичные, а тюны быстрые и энергичные. — прим.перев.) как Spailpín a Rún, Bán Chnoic Éireann Óighe, The Blackbird и Hardiman the Fiddler. Эйры в тональности ре составляют примерно 10 процентов музыки, например: Anach Cuain, The Boyne Water, Cailín Deas Crúite na mBó, Elizabeth Kelly’s Delight. Эйры в тональности ля наименее многочисленны. Примерами эйров в этой тональности являются Thugamar féin an Samhradh Linn, An Cóisire, Bruach na Carraige Báine, The Dear Irish Boy и My Love Nell. Смесь тональностей в тюнах — весьма обычное явление. Например, первая часть часто бывает в тональности соль, а вторая — до.

Интересно заметить, что английская народная музыка в общем и целом также попадает под это разделение на четыре части, и пропорция эйров в каждой части удивительно близка к ирландской.

Гаммы или лады, описанные выше, были названы гептатоническими, то есть имеющими в составе семь нот в пределах октавы. Для ирландской музыки имеют ещё две системы гамм: пентатоническая, имеющая в составе пять нот в пределах октавы, и гексатоническая, имеющая в составе шесть нот в пределах октавы. Если мы будем изменять эти гаммы так же, как делали с гептатонической, мы обнаружим, что соответствие будет таким же, за исключением более крупных промежутков между нотами в меньших гаммах. Первая пентатоническая гамма соответствует тональности до без четвёртой и седьмой ступеней. Первая гексатоническая гамма соответствует ей же без седьмой ступени.

5

Рисунок 5. Первая (до) гамма в гептатонической, гексатонической и пентатонической последовательности. Отсутствие ноты обозначено знаком X.

Иногда отмечают, однако в довольно неопределённых выражениях, что пентатонические мелодии являются отличительной чертой гэльской (ирландской и шотландской) музыки. Исследование ирландского материала, тем не менее, не подтверждает этих заявлений, поскольку такого типа мелодии составляют лишь незначительную часть национального репертуара.

II

Гаммы, использованные выше для иллюстрации системы, в которую вписывается ирландская музыка, были выбраны для удобства изображения. Аналогичные принципы могут быть применены ко всем эйрам, независимо от высоты тональности, в которой они играются.

Поскольку тюны и эйры, исполняемые традиционными музыкантами почти без исключений играются в тональностях с одним или двумя диезами, применение этих принципов к инструментальной музыке, исполняемой этими музыкантами, может быть продемонстрирована довольно простым образом.

Мелодии с одним #,

заканчивающиеся на

Тональность или гамма Мелодии с ##,

оканчивающиеся на

G (соль) До D (ре)
A (ля) Ре E (ми)
D (ре) Соль A (ля)
E (ми) Ля B (си)

Стоит заметить, что завершающие ноты D, A и E в этой таблице общие для обеих последовательностей. Проблема возникает, когда нам нужно классифицировать мелодию, заканчивающуюся на одну из этих нот, когда в этой мелодии отсутствует нота C (до). Если C не встречается в тюне, который оканчивается на D, нельзя сказать, относится ли мелодия к тональности соль по первой последовательности, или к тональности до по второй последовательности. Аналогично с двумя другими парами. В отсутствие ноты С мелодия, оканчивающаяся на A, может быть отнесена либо к ре, либо к соль, а мелодия, оканчивающаяся на E, — либо к ля, либо к ре. Отличие между двумя группами в том, что нота C чистая в первой и с диезом во второй. Как мы увидим позже, эта нота должна быть сильной или в акцентированной позиции, чтобы играть эту роль.

Вы, возможно, заметили, что в рассмотренной выше схеме не упоминались дополнительные ноты. Фактически две такие ноты существуют. Это C# (до-диез) и F (фа). С# встречается обычно в вариациях и практически всегда в слабых неакцентированных позициях. Например, триплет 13-1 может заменять 13-2, а 13-3 может быть использовано вместо 13-4, где обе ноты ре акцентированы. Эти замечания применяются к ноте, если она встречается в тюнах тональности G (соль). В тюнах тональности D (ре) нота C (до) всегда с диезом — и в сильной, и в слабой позиции.

F (фа), с другой стороны, появляется только к акцентированной позиции. Её появление носит оттенок загадочности. Она встречается не очень часто и не может быть использована где угодно как орнаментация. Она обнаруживается чаще в верхней, чем в нижней октаве. И похоже, её присутствие ограничивается тюнами в тональности G. Это одна из самых ярких нот в ирландской музыке и исполняется скольжением вверх, с некоторым вибрато, от E до F#. Эта нота, следственно, без фиксированной частоты, и скорее представляет собой длинное скольжение с центром где-то повыше натурального F классической музыки. По этой причине эту ноту нельзя исполнить на инструменте с фиксированными звуками (например, пианино), или на клапанной флейте, и поэтому, когда она встречается в мелодии, на таких инструментах лучше играть F#.

C (до) подобным же образом в основном декоративная нота, обладающая несколькими оттенками на волынках, что опытный исполнитель максимально использует. Она расположена примерно посередине между B и D и по определению может встречаться только в мелодиях, относящихся к первой, то есть G, последовательности нашей схемы. Интересно заметить, что именно эти две ноты, C и F, отсутствуют в пентатонической гамме, и их подвижность может происходить именно от этого. Тот факт, что тюны, использующие эти две яркие ноты, находятся только в тональности G, может быть индикатором того, что такие мелодии принадлежат к более старой традиции, чем наша танцевальная музыка.

В общем говоря, можно сказать, что остальные интервалы соответствуют используемым в классической музыке. Пианино и аккордеон, радио и граммофон на протяжении многих лет оказали выравнивающий эффект на тональности и интервалы в музыке.

III

Огромное большинство эйров используют от девяти до одиннадцати нот. Едва ли какие-то из них используют более тринадцати нот, и очень немногие — менее восьми. Только в одной мелодии, Harvey Duff, всего две ноты, по крайней мере в одной дублинской версии. Её насвистывали дети, следуя за полицейскими на безопасной дистанции, на улицах Дублина шестьдесят-семьдесят лет назад (то есть около 1900-х — прим.перев.), повторяя сколько угодно, или пока полисмен за ними не погонится.

15-1

Харви Дафф, не забирай меня, забери парнишку за деревом.

В общем и целом песенные эйры и танцевальные тюны состоят из двух частей или напевов, каждый из которых состоит из двух фраз одинаковой длины. В противоположность танцевальным мелодиям, которые всегда состоят как минимум из двух частей, существует несколько песенных эйров, которые включают в себя только один напев или часть. Различая фразы как A, B и так далее, мы можем заметить различные способы чередования музыкальных фраз, например A A A B, A A B A, A B B A, A B C D. Наиболее распространённая форма — это A A B A (форма сонаты), в ней сделаны множество самых великих наших песен. Среди них можно упомянуть Éamonn a’ Chnoic, Seán Ó Duibhir a’ Ghleanna, The Derry Air, The Little Red Lark. Эйры, сформированные по образцу ABBA включают Jimmy mo Mhíle Stór, Fáinne Geal an Lae, Róisín Dubh и Our Wedding Day. Эйры других форм, например A A A B, A B A B, A B C D, встречаются редко. В танцевальной музыке основная форма может быть представлена в виде A A’ B B’, где повторяемая фраза изменяется, чтобы завершить мелодию или обеспечить переход в следующую часть. Когда часть играется дважды, шаблон может стать (A A’)2, B B B A’. Форма A A B C нередка в рилах, в то время как некоторые хорнпайпы обнаруживают своё происхождение из песенных эйров формы A A B A.

Если вам понравилось, поддержите сайт!

Комментарии:

Комментирование запрещено.

Google © Все права зарезервированы для правых резервов · Green Hope Theme by Sivan & schiy · Работает на WordPress