7. Музыкальные инструменты (часть 2)
II
Волынки. Pípaí, fidli, fir cén gail, cnámghir agus cuisleannaig (волынки, скрипки, трусливые люди, игроки на костях и дующие в волынки) были частью развлекательной программы на ярмарке в Кармэне (Fair of Carman), если верить поэту, пишущему в одиннадцатом веке, то есть во времена донорманской Ирландии. То, что Гиральд Камбрийский не упоминает волынки в следующем веке, показывает, что они использовались в основном низшими слоями общества, а потому не удостоились внимания валлийского духовенства. Не существует точного описания инструмента, но он не мог сильно отличаться от того, что изображен в манускрипте шестнадцатого века, который хранится в библиотеке Королевской Ирландской Академии в Дублине и содержит dinnseanchas или сказания об известных местах (Рис.12). Инструмент, состоящий из мешка, трубки для нагнетания воздуха, трубки для игры (чантера) и двух басовых трубок (дронов), был, похоже, того же типа, что обнаруживается столетием или двумя ранее в Испании и особенно похож на píob mór, горскую или военную волынку, на которой играют в наше время коллективы волынщиков. Интересно заметить, что ирландские волынки имели две басовые трубки в пятнадцатом веке, в то время как принято считать, что вторая трубка была добавлена к шотландской волынке не ранее 1500 года. Третья трубка была добавлена в самом начале девятнадцатого века и таким образом завершила то, что сейчас называется полным набором трубок.
Рисунок 12. Свинья, играющая на волынке. Из манускрипта шестнадцатого века.
Королевская Ирландская Академия
Хотя упоминания войн и набегов многочисленны в древних историях и хрониках, они не показывают, что волынка использовалась в таких случаях в донорманской Ирландии. Однако в тюдоровской Ирландии волынщик был частью военной организации. Волынщики сопровождали лёгкую ирландскую пехоту, которая была нанята Генрихом VIII для его войн с шотландцами и французами, они участвовали в осаде Булони в 1544, и рисунок того времени показывает отряд ирландской пехоты, ведомый волынщиком, возвращающийся в лагерь после creach или рейда за крупным рогатым скотом. В 1572 году лорд-наместник писал из Дублина, жалуясь Елизавете, что Fiach Mac Aodha Ó Broin, Rúairí Óg Ó Mórdha и другие мятежники были настолько пренебрежительны к ослабевшей защите Пэйла, что приходят с набегами, ведомые волынщиками днём и факельщиками ночью, а иллюстрация из работы того времени «Образ Ирландии» авторства Деррика (1581) показывает яркую картину такой сцены (Рис. 13). Французский путешественник в середине следующего века наблюдал, что ирландцы идут на бой с волынками, но в их рядах мало барабанов.
Рисунок 13. Волынщик, ведущий пехоту. Из «Образа Ирландии» Деррика, 1581.
Волынки также использовались на похоронах. В шестнадцатом веке один путешественник по Ирландии писал: «С её помощью они также провожают своих умерших в могилу, издавая настолько жалостные звуки, что они вызывают слезы, более того, просто заставляют очевидцев плакать». Впрочем, и по другим, более счастливым случаям волынки тоже были востребованы. «На хёрлинге (древнейшая традиционная ирландская спортивная игра — прим. перев.), — писал другой английский путешественник Дантон ближе к концу века, — два или три волынщика чествовали победителей, выигравших бочонок пива, а также они играли и во время соревнования».
С большой долей уверенности можно сказать, что упоминания волынок, которые мы находим ближе к концу семнадцатого века, относятся к тому, что мы сейчас называем военными волынками, а появление исключительно ирландского инструмента обычно относят к первым десятилетиям последующего века. Её отличительными чертами в первую очередь были чантер, имеющий диапазон две октавы, а не девять нот, как на более старых волынках, и использование мехов вместо силы лёгких для нагнетания воздуха в мешок. Полный современный комплект включает мешок, меха, трубку для игры (чантер), басовые трубки и регуляторы. Такие ирландские волынки известны под разными именами: юнион (Union), иллеанн (Uilleann) или более просто среди исполнителей na píopaí, то есть трубки или волынки, считаются выдающимися среди волынок мира за их развитую форму и исключительную приятность звука. Мешок изготавливается из бэзла, мягкой дублёной овчины. Иногда используется резина и другие материалы, хотя они недостаточно подходят. Для трубок лучшим материалом были самшит и чёрное дерево с насадками из серебра или из меди и слоновой кости. Сейчас самшит редко используется, вместо него трубки изготавливают из африканских твёрдых пород древесины и других мелковолокнистых пород наряду с чёрным деревом.
Рисунок 14. Современный вид ирландской волынки.
Чантер — трубка, на которой играется мелодия — имеет диапазон в две октавы, начинающийся от ре (D), которое следует после среднего до (C) на клавиатуре фортепиано. Это в случае, если волынка настроена в концертном строе. Высота звука чантера в значительной степени определяется его длиной. Трубка длиной 36 см будет звучать на концертной высоте, 40 см — на ноту ниже. В старых волынках строй обычно на тон или больше ниже концертного, однако сейчас как правило волынки именно в концертном строе. Общепринято, что нижняя или основная нота чантера называется ре (D) независимо от её высоты. Подобным образом нижняя нота на флейте или вистле также называется ре (D), независимо от её реальной высоты. Аппликатура вистла показана на рис. 20. Полный диапазон хроматических интервалов может быть получен на чантере с помощью ключей, и многие чантеры хотя бы частично снабжены ими. Поскольку музыка избегает использования хроматических полутонов, эти ключи не служат какой-то определённой цели, за исключением одной ноты, а именно натурального до (C). Без ключа сложно извлечь натуральное до второй октавы. Это единственный случай, когда музыка требует подобной помощи. Более высокая октава получается на чантере с помощью передувания, которое получается дополнительным давлением на мешок. От мастерства волынщика зависит, повлияет ли это на тон басовых трубок, которые звучат «внизу» мелодии.
Рисунок 15. Диапазон и аппликатура чантера. Черный и белый круги обозначают соответственно закрытое и открытое отверстия. Кроме извлечения нижней ноты, чантер обычно лежит на небольшой кожаной подушке, которую волынщик носит над правым коленом. Она называется «хлопающей лентой» (popping strap). Она герметизирует чантер, когда все отверстия закрыты пальцами. Её использование существенно для жёсткого нон-легато исполнения и для получения чистого тона, особенно во второй октаве. Клапан, находящийся внизу чантера иногда используется вместо ленты. Возможны вариации в аппликатуре при быстрой игре, когда чантер поднимается от колена. Натуральное до (C) второй октавы обычно получается с помощью ключа, который крепится сзади чантера и управляется большим пальцем правой руки.
Три басовые трубки (дроны) составляют полный сет. Они звучат непрерывно на одной высоте, аккомпанируя чантеру. Требл или малый дрон настраивается на высоту нижней ноты чантера, тенор или средний дрон — на октаву ниже, басовый или длинный — ещё на октаву ниже (рис. 16). Регуляторы, число которых в полном сете тоже три, — это закрытые с одного конца трубки, снабжённые ключами. Тенор или малый регулятор выдаёт ноты F#, G, A, B и C в унисон с чантером. Баритон или средний регулятор — ноты D, F#, G и A также в унисон с чантером. Басовый или большой регулятор — ноты от G до C на октаву ниже, чем у тенор регулятора (рис. 17). Три регулятора так расположены под левой рукой исполнителя, что простые аккорды для аккомпанемента чантеру могут быть получены с помощью нажатия запястьем. Смена с этого аккомпанемента может быть достигнута только когда нижняя рука исполнителя свободно, то есть когда чантер звучит от G до D (то есть ноты играются верхней рукой) в любой октаве. Среди волынщиков было привычным делом играть медленные эйры вообще без аккомпанемента, даже басовых трубок. В любом случае есть тенденция к чрезмерному использованию регуляторов в наши дни, особенно в танцевальной музыке гораздо больше ритмического, чем гармонического аккомпанемента.
Рисунок 16. Басовые трубки ирландской волынки.
Рисунок 17. Регуляторы ирландской волынки.
Инструмент постоянно называют иллеанн пайп (uilleann pipe), но более корректное название будет «юнион» (union). Волынка была так названа О’Фарреллом, который написал самое раннее известное руководство по инструменту в своём «Собрании национальной ирландской музыки для юнион пайпа» (Collection of National Irish Music for the Union Pipes) (1800). Предположение о том, что инструмент получил своё название от Акта об Унии (Act of Union) (1800), поскольку он развился в полной форме к этому времени, может быть отвергнуто, потому что это название встречается в стихотворении 1796 года, описывающем соперничество между двумя продавцами музыкальных инструментов «в славном городе Корке», в котором восхваляется некий Фицпатрик:
Поскольку он может играть на юнион пайпе
И благородно сжимать его меха.
— Бродяга, 5 марта 1796 г.
Рисунок 18. Фронтиспис из «Национальной ирландской музыки для юнион пайпа» О’Фаррелла. На виньетке автор изображён играющим в опере «Оскар и Мальвина».
Национальный музей.
Тенор регулятор, звучащий в унисон с чантером был первым регулятором, появившимся на волынке. Правдоподобным объяснением для термина «юнион» (union — объединение, англ.) является то, что регулятор и чантер были соединены вместе. Есть довольно фантастическая гипотеза о том, что «шерстяные» (woollen) волынки Шекспира на самом деле являются искажёнными «иллеанн» (uilleann) и по этой догадке происхождение такой волынки относится к шестнадцатому веку. Не предлагается никаких объяснений, как ирландское слово uilleann может быть искажено до английского woollen в Англии шестнадцатого века, и ещё более маловероятно, что ему следовало снова измениться или англифицироваться в union в Ирландии восемнадцатого века. Однако термин uilleann настолько широко распространился в наше время, даже среди волынщиков, что было бы глупо противиться его использованию.
В начале двадцатого века казалось, что волынкам суждено вслед за арфой уйти в забвение. Однако в последние годы они испытывают необычайный рост интереса, и сейчас есть энтузиасты волынщики в Ирландии, Англии, Шотландии и Соединённых Штатах. Существует также организация Na Píobairí Uilleann, которая ставит своей целью продвижение игры на волынке и сбор и сохранение музыки и сказаний о волынках и игре на них. Школы волынщиков находятся в Корке, Арме, Дублине и Филадельфии, а изготовители и мастера по ремонту волынок — в Белфасте, Кэване, Корке и Дублине.
Волынка с полным набором трубок — довольно дорогой инструмент, её цена начинается от 100 фунтов стерлинга, но поскольку мелодия во всём своём сладкозвучии, по мнению многих, лучше всего исполняется на чантере без аккомпанемента, достаточно мешка, мехов и хорошо установленного чантера. Другие части могут быть добавлены, когда исполнитель сможет приобрести их.
Военные волынки гораздо более популярны в Ирландии, чем иллеанн. Существует более 250 групп и около 3000 индивидуальных музыкантов, чьи интересы поддерживают две ассоциации: Ирландская Ассоциация Групп Волынщиков и Отделение Шотландской Ассоциации Групп Волынщиков по Северной Ирландии. Соревнования групп, соло-игры и игры на барабанах проводятся регулярно, и члены обеих ассоциаций участвуют в них, как и в международных соревнованиях, организуемых ассоциацией в Шотландии.
Игра на волынке не дошла до нас в неизменном виде из древности. Для военной музыки не было возможности развития после капитуляции армии якобитов под Лимериком, и вновь изобретённые волынки с мехами быстро вытеснили píob mór в качестве музыки для танцев.
Таким образом, традиционный стиль исполнения на военной волынке был утрачен на протяжении восемнадцатого века. Современную популярность эта волынка приобрела в начале двадцатого века, когда члены клубов волынщиков в Корке и Дублине боролись за пробуждение интереса к инструменту. Этот успех, тем не менее, особенно в последние годы, когда был сделан основной прогресс, был откровенно в направлении стандартизации и установления правил для соревновательной игры, предписываемых шотландскими авторитетными волынщиками. В музыке, технике игры на волынках и барабанах, одежде и строевой подготовке организация групп волынщиков в Ирландии может считаться ответвлением шотландского движения.
Комментарии: