7. Музыкальные инструменты (часть 3)
III
Скрипка. Среди традиционных музыкантов считается, что волынка превосходила скрипку в Ирландии по массовости использования для танцевальной музыки. И многие ссылки на волынки и волынщиков в источниках восемнадцатого века, похоже, подтверждают эту точку зрения. Тем не менее, мы знаем, что на скрипке играли танцевальную музыку до того, как волынка возникла в своей современной форме. Мы уже цитировали высказывание Хэда про молодёжь, танцующую по воскресеньям в полях под звуки скрипки. Звук, как он недоброжелательно добавил, был хуже, чем если бы ключом водили по решётке. Свидетельство конца семнадцатого века рассказывает нам, что жители Корка, даже если они не могли себе позволить ничего другого, учили своих детей танцевать, фехтовать и играть на фиддле. Этот инструмент был, без сомнения, скрипкой, которая возникла в середине предыдущего века и которая неизменно называется среди традиционных музыкантов «фиддл». Невозможно сказать, использовались ли ранние формы смычковых инструментов в Ирландии непосредственно перед появлением скрипки. Так же мы не можем сказать, кода она впервые начала использоваться здесь для исполнения традиционной музыки.
Новый инструмент отлично подходил для исполнения танцевальной музыки. У него был приемлемый звук, а аппликатура была достаточно гибкой, чтобы позволить все формы орнаментации. Использование скрипки стало всеобщим в восемнадцатом веке, как очевидно из многочисленных упоминаний инструмента в названиях сборников крестьянских танцевальных мелодий, публиковавшихся в то время. В Шотландии скрипка соперничала с волынкой в праве быть национальным инструментом. Появилось множество авторов рилов и стратспеев (медленных рилов) для скрипки, и мы уже упоминали ирландские заимствования их композиций. Поскольку они были в основном тюнами для скрипки, скорее всего этот инструмент играл значительную роль в их популяризации здесь. Значительная часть нашей собственной танцевальной музыки была, без сомнения, сочинена скрипачами, хотя тот факт, что относительно немного тюнов опускаются до четвёртой струны, показывает, что волынка имела преобладающее влияние в создании музыки.
Флейта. Невозможно сказать, когда флейта стала популярна среди традиционных музыкантов в Ирландии. Слова fliúit и fliútadóir, используемые в ирландском языке для обозначения этого инструмента и игрока на нём, очевидно заимствованы из английского и это предполагает позднее его появление. Маловероятно, что эта дата ранее восемнадцатого века. Флейта фигурирует в длинных названиях собраний деревенских танцевальных мелодий восемнадцатого века, в которых она обычно называется немецкой флейтой, хотя цилиндрическая форма отличала её от предшественников и скорее всего была французским изобретением.
Можно исследовать все разновидности флейты от старой с одним клапаном до современной с полным набором клапанов. В некотором отношении старая форма более подходит для исполнения традиционной музыки. Слайдинг к ноте и роллинг, две излюбленные формы украшения мелодии, невозможны на современном инструменте. На открытой флейте натуральное до (C) получается с помощью кросс-фингеринга (приём игры, когда закрываются отверстия ниже открытого — прим.перев.), натуральное фа (F) — с помощью перекатывания (роллинга) пальца вверх, открывая отверстие от ми (E) до фа-диез (F#). Ноты, извлекаемые таким образом звучат более приятно, чем получаемые с помощью клапанов.
Вистл. Древняя легенда об ежегодном сожжении Тары рассказывает как Аилен (Aileann), предводитель Туата де Дананн, приближался к королевской резиденции каждый канун ноября, играя музыку фэйри, которая усыпляла всех защитников и позволяла ему делать свою злую работу. Аилен был повержен Финном Мак Кумалом (Fionn Mac Cumhail), которому дали специальное копьё для битвы и сказали надавливать острым его краем себе на лоб, чтобы не заснуть, когда он слышит музыку фэйри. Так он и сделал при приближении Аилена, играющего на своём сладкострунном Timpán и нежно звучащем Feadán, и сумел противостоять усыпляющей музыке. Затем он преследовал бегущего Аилена и убил его у двери его волшебного дома. Feadánaigh или игроки на feadán также упоминались в древних законах, которые относились к музыкантам, играющих на ярмарках и спортивных состязаниях.
Мы никогда не узнаем, какого типа вистл имел в виду рассказчик древней саги. Однако мы знаем, на каком играли столетия спустя в Дублине, поскольку при раскопках на Хай стрит, одном из старейших кварталов Дублина, среди многочисленных и разнообразных объектов был освобождён из-под земли неповреждённый вистл, относящийся к двенадцатому веку. Он сделан из кости и имеет два отверстия для пальцев. Его музыкальные возможности пока не были определены (рис. 19).
В настоящее время используются два типа вистлов — конической и цилиндрической формы. Вистл Clarke ‘C’ — это сейчас только конусообразный вистл, используемый традиционными музыкантами. Он делается из жести с деревянным мундштуком. До недавнего времени это был единственный используемый тип, однако сейчас его почти вытеснил вистл цилиндрической формы. Ценители до сих пор считают, что он обладает самым приятным звуком для традиционной музыки.
Рисунок 19. Костяной вистл (двенадцатый век), найденный на Хай стрит в Дублине
— Национальный музей
Цилиндрический вистл, самой популярной моделью которого является «Generation», состоит из металлического цилиндра с пластиковым мундштуком. Самые популярные тональности — до, ре, ми бемоль и фа (C, D, Eb, F). При игре в группе используется вистл D, а остальные инструменты в группе или ансамбле настроены в концертном строе и участники играют в тональностях соль или ре (G, D) (?), как принято у традиционных музыкантов. Небольшой вистл F пользуется популярностью как сольный инструмент. Он имеет мягкий и приятный звук и требует больше деликатности, чем силы при игре.
Как уже упоминалось, традиционные исполнители называют нижнюю ноту вистла ре (D), независимо от её высоты. Таким образом, как и в случае с волынкой и флейтой, в музыке будут встречаться только две ноты не из тональности (?) — натуральное до и натуральное фа. До получается с помощью кросс-фингеринга, фа — с помощью приоткрывания отверстия фа с помощью «откатывания» (роллинга) пальца. Звучащая нота на самом деле является плавным переходом от E к F#. Теоретически на вистле могут быть получены все полутона с помощью закрытия только половины отверстий. Этот метод не полностью принимается традиционными исполнителями, и его крайне редко используют при игре быстрой танцевальной музыки.
Рисунок 20. Аппликатура вистла. Черные и белые круги обозначают соответственно закрытые и открытые отверстия. Аппликатура аналогична для второй октавы, которая получается с помощью более сильного выдоха. Третий палец правой руки остаётся на инстументе, чтобы поддерживать его, пока играются ноты A и C#.
Язычковые инструменты. Мелодеон, концертина, аккордеон, губная гармошка относятся к самой поздней группе музыкальных инструментов. Известные как язычковые инструменты, они все появились в той или иной форме в первой половине девятнадцатого века. Звук в них издаётся язычком, представляющим собой металлическую полоску, прикреплённую над отверстием в металлической рамке, через которое он вибрирует под действием воздушного потока. Язычки группируются попарно и воздух подаётся к каждой паре, когда нажимается определённая кнопка или ключ на клавиатуре. Язычок звучит только когда звук подаётся с той же стороны, с которой он прикреплён к рамке и каждая пара язычков прикреплена так, что один из них звучит, когда меха инструмента сжимаются, а другой — когда разжимаются. (На губной гармошке играют на вдохе и на выдохе). В мелодеоне, хроматическом аккордеоне и губной гармошке каждая пара язычков настроена так, чтобы издавать соседние ноты, один язычок на вдох или «на вытягивание», другой на выдох или «на сжатие». Эти инструменты, таким образом, издают одну ноту на каждое одиночное действие или движение инструмента. Клавишный аккордеон имеет двойное действие, каждый язычок в паре настроен на одинаковую высоту и таким образом, одинаковая нота звучит на сжатии и на вытягивании. Концертины бывают как одиночного, так и двойного действия.
Мелодеон. (Диатонический кнопочный аккордеон — прим. перев.) Мелодеон, теперь называемый «десятикнопочным» мелодеоном, чтобы отличать его от «кнопочного» аккордеона, мог издавать двенадцать нот, таким образом покрывая диапазон в две диатонические октавы. В большинстве случаев он был настроен в C. Два клапана в форме ложек с левой стороны инструмента обеспечивали очень простой бас, один, звучащий как тоника и её аккорд на нажатие, а другой как доминанта и её аккорд на вытягивание.
Рост популярности мелодеона в последние десятилетия девятнадцатого века совпал с отказом от волынки по всей стране и шёл рука об руку с распространением сетов и полусетов, которые тогда почти вытеснили сольные танцы. Эти изменения в танцах в некотором роде были причиной изменения судеб инструментов. Мелодеон мог обеспечить чёткий, незапутанный ритм, который великолепно подходил для сетов и хотя он звучал тонко и пронзительно, его можно было ясно слышать сквозь шум, производимый танцорами. На нём было гораздо проще играть эффективно, чем на волынке, и исполнитель не мучился, как волынщики до сих пор, борясь с плохо установленными язычками и гуиллами (особая деталь басовых трубок — прим. перев.). Он также подходил для местных требований для вальсов, велет, флингов, мазурок, сельских танцев и полек, которые также были популярны.
В некоторых районах мелодеон часто был подарком от эмигрировавших в Бостон или Нью-Йорк братьев и сестёр, в других — хотя он стоил всего несколько шиллингов, соседи могли скинуться, чтобы купить его. И «объединённая коробка» могла храниться в доме, в котором не было детей. Будучи крепкой конструкции, «коробка» (как обычно называли мелодеон) нуждалась только в изоляции от детей (хотя мыши тоже представляли опасность), её присутствие на верху буфета или над камином приглашало детей испытать себя в игре. На мелодеоне, в отличие от волынки или скрипки, было легко играть и самый юный экспериментатор мог извлекать музыкальные ноты. В самом деле, имея всего один ряд цифр, каждая из которых была обозначена либо галочкой «^», либо чертой «-», на клочке бумаги, новичок тут же становился игроком на гармони. Эта система таблатуры, которая использовалась по всей стране, обозначала цифрой кнопку, которую нужно было нажимать, а значком над ней — действие с инструментом, сжатие или растяжение. Мелодеон также причастен к распространению написания музыки сельскими девушками, достигнув в этом гораздо более скромных, но в то же время более приятных результатов, чем это было вызвано пианино в больших и малых городах. В некоторых районах, где скрипка и волынка всё ещё имели превосходство, мелодеон уничижительно назывался «женским инструментом». Волынки и скрипки всё ещё использовались почти исключительно мужчинами, а волынщик или скрипач женского пола был очень редким исключением.
Концертина. Концертина — единственный музыкальный инструмент, изобретённый англичанином, отличается от аккордеона по форме: она шестиугольная. Ещё одним отличием является отсутствие баса и расширенная клавиатура с каждой стороны, так что обе руки вовлечены в исполнение мелодии. Раньше такая концертина, использовавшаяся традиционными музыкантами, была дешёвым одного действия инструментом немецкого происхождения, обычно с двадцатью кнопками, на каждой стороне упорядоченных в два горизонтальных ряда, по пять кнопок в каждом. Более сложные и дорогие инструменты, одиночного и двойного действия, тем не менее, тоже были доступны. Хотя концертина стала использоваться по всей стране, она никогда не была настолько популярна, как мелодеон, и, как и мелодеон, она была излюбленным инструментом исполнителей-женщин. Необычная аппликатура, возможно, спасла концертину от исчезновения, когда аккордеон вытеснил мелодеон, но сейчас она встречается почти только в Клэр и нескольких соседних районах. Можно заметить признаки возрождения — хотя сдерживающим фактором является стоимость нового инструмента — и к счастью, ещё есть виртуозные исполнители, от которых могут быть получены традиционные техники и стили.
Аккордеон. Аккордеон — это дальнейшее развитие мелодеона, связанное с добавлением второго ряда кнопок, которые сделали инструмент полностью хроматическим. Новый или внутренний ряд настроен на полтона выше, чем старый, и доступны инструменты в разных тональностях. Тональности C/C#, C#/D и D/D#, были популярны среди традиционных исполнителей, но они были быстро вытеснены инструментами в тональностях B и C, которые сами собой были приспособлены к стилю игры, предпочитаемому молодыми музыкантами. Позднее были также добавлены дополнительные басы и копулы или голоса для обеспечения ещё большего эффекта. Использование стальных язычков вместо медных было более ранним изменением. Совокупный эффект этих изменений привёл к превращению местного инструмента с неустойчивым звуком в инструмент с мощным тоном, подходящим для игры на публике. Однако, поскольку была вовлечена традиционная музыка, эти изменения были не к лучшему.
Традиционные музыканты начали использовать аккордеон в конце 1920-х годов, и за короткий период он почти полностью вытеснил мелодеон. В действительности какое-то время казалось, что все остальные инструменты падут перед ним. Однако сегодня кнопочный аккордеон постепенно уступает клавишному аккордеону и скромному вистлу.
Комментарии: